Первый серийный сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Ту-144 покидает сборочный цех Воронежского авиационного завода, 1972 год.
Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы.
Является первым полетевшим и одним из двух в мире (наряду с британско-французским «Конкордом») типов сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались для коммерческих перевозок.
Производство самолёта развернули на Воронежском заводе № 64. Всего таких самолетов построено с 1968 по 1984 год:
- Один самолёт нулевой серии (регистрационный номер СССР-68001) и один планер для статических испытаний.
- Четыре планера Ту-144 первой серии. Первый (СССР-77101) — эталон для серийного производства, после программы испытаний Ту-144 использовался для лётных экспериментов программы создания Ту-160. Второй (СССР-77102) разбит на Парижском авиасалоне 3 июня 1973 года. Третий планер для испытаний герметичности под давлением. Четвёртый — нагрузочный стенд, разрушен при испытаниях.
- Два самолёта второй серии. Первый (СССР-77103) использовался для лётных испытаний. В частности, для сертификационных облётов аэропортов СССР. Второй (СССР-77104, изменён на СССР-77144) передан исполнителю для опытной эксплуатации (числился за КБ Туполева). Списан по выработке ресурса (налёт 497 часов, 99 % от назначенного).
- Один самолёт третьей серии (СССР-77105). После постройки переделан в Ту-144Д для испытаний.
- Два самолёта четвёртой серии. Первый (СССР-77106) передан заказчику и впервые повёз пассажиров. Ныне памятник в Монино. Второй (СССР-77108) использовался для доводки АБСУ-144, потом возил почту. Передан на хранение в Куйбышев (ныне Самара).
- Три самолёта 5 серии. Первый (СССР-77107) теперь памятник в Казани, второй (СССР-7710) летал в гражданской авиации, затем передан в СибНИА в Новосибирск для ресурсных испытаний, разрушен. Третий тоже разрушен после статических испытаний в Новосибирске.
- Два самолёта 6 серии. Первый (СССР-77110) летал в гражданской авиации, а после передан в ЛИИ. Переоборудован в опытный постановщик помех для ВМФ. После окончания программы испытаний передан в Ульяновск, где установлен как памятник. Второй самолёт — первый серийный Ту-144Д (СССР-77111). Катастрофа 23 мая 1978 года под Егорьевском.
- Один самолёт 7 серии Ту-144Д (СССР-77112). Выполнил 50 испытательных полётов на авиалинии Москва-Хабаровск, затем использовался в качестве донора запчастей. В 2000 году продан в частный Музей техники в Зинсхайме за $500 тыс.
- Два самолёта 8 серии Ту-144Д. Первый (СССР-77113) выполнил вынужденную посадку на авиабазе Энгельс после разрушения двигателя в полёте, пожара и отказа двух двигателей. Порезан на площадке КБ Туполева. Второй (СССР-77114, изменен на RA-77114) в 1996 году переоборудован из Ту-144Д в Ту-144ЛЛ с двигателями НК-32-1. Самолёт использовался для исследований СПС 2-го поколения по программе NASA (выполнил 32 полёта). На хранении в ЛИИ.
- Два самолёта 9 серии. Первый (СССР-77115) почти не летал (налёт 39 часов). Использовался по программе подготовки экипажа «Бурана». В ЛИИ как экспонат. Второй (СССР-77116) до лётного состояния не доведён. В 1990-х разобран на металл.
- Разобраны ещё три новых планера разной степени готовности.
Все самолёты выполнили 2556 вылетов и налетали 4300 часов.
Похожие по теме посты
![](http://vrnlove.ru/sluzb/banner.jpg)