История Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, которая всеми знакома и находится на Адмиралтейской площади, заслуживает знаний о Нем, как часть Воронежа!
Успенский Адмиралтейский храм — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположен в городе Воронеж.
Успенский храм – один из древнейших и самый знаменитый в городе Воронеже; полное его название – Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Построенный на рубеже XVII–XVIII вв., храм несколько раз перестраивался и ремонтировался. Произошло смешение архитектурных стилей. Здание состоит из разновременных частей. Старейшая часть – пятиглавый высокий храм с низкой трехлопастной апсидой – построена в формах древнерусской архитектуры. Прямоугольная трапезная и трехъярусная колокольня относятся к классицизму. Росписи закрыты современной штукатуркой. Высота храма – 13, 1 м, колокольни – 21,4 м.
XVI век. Первые упоминания
Первое упоминание церкви, тогда еще деревянной постройки, относится к 1594 году. В грамоте царя Федора Ивановича воеводе Ивану Кобякову от 5 августа 1594 года сообщалось об отправке в Воронеж строителя Александра. Он вез из Москвы «в храм к Успенью» с приделом Феодора Стратилата разнообразную церковную утварь — иконы, колокола, богослужебные книги. Вся утварь была приобретена «на Воронеж» в Успенский монастырь. Как строитель «образы и книги и колокола привезет, — говорилось в царской грамоте воеводе, — и ты б строителю Олександру велел образы и книги и колокола у Успенья Пречистой Богородицы поставить и монастырь ему велел строить».
Можно предположить, что монастырь в этот момент построен не был, но Успенская церковь, по всей видимости, существовала в этот момент как приходская.
XVII век. Каменная или деревянная?
Успенский мужской монастырь возник «около 1600 года поставлением царя Бориса» (Годунова), его основателем является игумен Кирилл. Можно предположить, что в его состав включили приречную церковь. Все монастырские здания в тот момент были деревянными. Полая вода периодически затопляла пойму, из-за этого кельи и храм загнивали. Особенно сильный разлив случился в 1616 году. В Успенской церкви в этом году упоминался придел Феодора Стратилата (о нем речь шла и раньше). Уже тогда Успенскую обитель намечено было перенести от реки на возвышенное место, где сейчас находится Алексеево-Акатов монастырь, но с исполнением медлили. По Переписной книге 1678 года Успенский монастырь находился на прежнем месте, главный храм имел посвящение Вознесению Господню «да в пределех Успения Пресвятые Богородицы, да Бориса и Глеба».
В конце XVII века игумен монастыря Тит решил воздвигнуть каменный, в два света, пятиглавый храм вместо старого деревянного. Храм этот был рассчитан примерно на пятьсот человек и задумывался в форме четырехгранного столба. Колокольня планировалась низкой, в один ярус, и должна была примыкать сразу к храмовой части, без трапезной. Историк церкви конца позапрошлого века архимандрит Димитрий (Самбикин) высказал предположение о том, что в эти годы положение Успенского храма «возвысилось до степени главного соборного в Воронеже», поскольку церковь строилась пятиглавой, а это в старину служило признаком главенства собора в городе.
Начал ли игумен Тит это строительство и когда оно завершилось? На сей счет существует несколько мнений и называются разные даты освящения каменной постройки. Е.А. Болховитинов и вслед за ним архимандрит Димитрий указывают на 27 декабря 1699 года. Священник церкви и автор очерка о ней в «Воронежской старине» (1906) Феодор Лукин переносит это событие на пять лет вперед, на 27 декабря 1694 года. Такая датировка вызвала большее предпочтение краеведов и вошла в официальные издания о памятниках истории и архитектуры Воронежа. Но и 1694, и 1699 годы как время окончания строительства каменной Успенской церкви вступают в противоречие с другими документами. Осенью 1694 года был составлен чертеж прилегающей к монастырю местности (поводом послужил спор о принадлежности мельницы на одном из речных протоков). Чертеж монаха-картографа сохранился в одном из московских архивов и опубликован в книге историка В.П. Загоровского «Воронеж: Историческая хроника» (1989). На этом рисунке церковь предстает деревянной и трехглавой. Это вроде бы не противоречит принятой датировке, ибо чертеж относится к осени 1694 года. Но точно таким же Успенский храм выглядел и в феврале 1703 года — деревянный, трехглавый. В таком виде его зарисовал голландский путешественник и дипломат Корнелий де Бруин, побывавший в нашем городе. К тому же, повествуя в своих записках о Воронеже, Корнелий де Бруин упоминает обо всех каменных постройках, но по поводу Успенской церкви такого сообщения нет. Знаток воронежской архитектуры, бывший директор Краеведческого музея А.П. Соловьев придерживается иной точки зрения. С той наблюдательной позиции, которую занимал голландец, из пяти глав церкви будут видны только три, а две другие закрываются в проекции. И второе, считает он: Успенка на гравюре все же каменная, а не деревянная: заведомо деревянные постройки заштрихованы иначе. Мне, однако, ближе точка зрения В.П. Загоровского на то, что Успенская церковь перестроена в каменную сразу после 1703 года. В таком случае, кстати, становится понятнее ее пятиглавие: в начале XVIII века она действительно приобрела статус главного воронежского храма. Так ли, иначе — все равно она является древнейшим каменным сооружением в городе и уступает пальму первенства лишь церкви Алексеевского Акатова монастыря, возведенной в 1674 году.
В архитектуре Успенской церкви специалисты (Н.В. Валукинский, Г.К. Лукомский, Ю.И. Успенский) отмечали влияние средневекового зодчества Руси, оно отчетливо проявляется в высоком квадратном нефе, увенчанном пятью главами. Это и есть самая старая часть церкви, ибо трапезной и колокольни в их сегодняшнем виде тогда не было.
Церковь на рубеже эпох. Кон. XVII — нач. XVIII вв.
Не только старинной архитектурой привлекает внимание Успенская церковь. Дело еще и в том, что это единственный сохранившийся памятник, связанный с кораблестроением в Воронеже в конце XVII — начале XVIII века. Петр I, впервые приехавший в наш город в феврале 1696 года, нашел здесь наиболее удобное место для создания морского флота. В короткий срок близ Успенского монастыря выросла Немецкая слобода, на острове возведено адмиралтейство, включавшее в себя цитадель (крепость), каменный цейхгауз, «парусный двор». Поблизости построили дворец царя, дома его сподвижников А.Д. Меншикова, Ф.М. Апраксина, Ф.А. Головина, Н.М. Зотова. По обе стороны монастыря тянулась корабельная верфь. После богослужения в Успенской церкви 2 апреля 1696 года на воду спустили первый корабль — галеру «Принципиум», чуть позже — многопушечный корабль «Апостол Петр». Построенный в Воронеже флот дал возможность русской армии 19 июля 1696 года взять турецкую крепость Азов. Россия тем самым получила выход к Азовскому и Черному морям. Строительство флота продолжилось с удвоенной энергией. В 1700 году по чертежам самого царя был построен корабль «Предестинация», в 1703 году — «Разженое железо», «Святой Георгий», «Святая Наталия». В 1704 году на рейде против города стояли многопушечные галеасы «Дельфин», «Вингельгак», «Воронеж», на стапелях строилась «Ластка», на берег вытащены «Старый Орел», «Спящий Лев», «Самсон», «Шпага».
Мужской монастырь, оказавшийся в эпицентре бурных событий, мешал верфи; в 1700 году он был упразднен Петром I и слит с Алексеевским Акатовым. Успенская церковь превратилась в Адмиралтейскую и стала местом торжественных церемоний при спуске на воду парусников. Богослужения в ней совершал первый епископ воронежский Митрофан, часто бывал сам Петр. По легенде, даже пел на клиросе.
Строительство флота длилось до 1711 года. Свидетелем тех славных событий осталась одна Успенская церковь: часть остальных построек сгорела в пожаре 1748 года, часть разрушена временем и небрежением наших предков. Цейхгауз погиб при взрыве вражеской бомбы в 1942 году. С прекращением кораблестроительных работ Успенская церковь стала обычной приходской. К тому же после стихии 1748 года приход превратился в один из беднейших в Воронеже, ибо состоятельные граждане стали переселяться от реки на верхнее плато. Хотя именно в Успенском приходе в конце XVII века купцом Петром Гардениным († 1756) был построен первый в городе жилой каменный дом.
XIX век
К началу XIX века благосостояние церкви несколько улучшилось. В 1803 году была построена трехъярусная колокольня, соединенная воедино с храмовой частью, и «увеличена церковь» (возможно, под этим понимается появление трапезной с двумя придельными алтарями — в честь Богоявления Господня и во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских).
В 1880-1881 годах последовал новый ремонт: вся церковь «подверглась переделке», увеличены в размерах окна первого яруса, снесена паперть у северного входа, со стороны реки устроена каменная ограда вместо земляного вала, к колокольне пристроена караулка. Заново переписан иконостас храма.
В ночь на 6 июня 1885 церковь была ограблена: воры выпилили решетки, содрали с икон ризы, похитили священные сосуды и золотой крест, пожертвованный Петром I.
В 1805 году в церкви служили протоиерей Афиноген Печерский, диакон Феодор Чекалин, дьячок и пономарь. Приход составляли 193 дома, где проживали 1098 человек обоего пола. В то время близ церкви стоял каменный дом для причта, построенный в 1873 году. В 1894 году появилась богадельня, основанная на средства купчихи Е.В. Гардениной, половину здания занимала школа грамоты для девочек.
Из достопримечательностей в начале прошлого века в Успенке отмечались рукописные ноты старинной духовной музыки, освятительный крест, найденный при ремонте, и стул с высокой спинкой, обитый черным сафьяном, изготовленный, по преданию, самим Петром Великим.
Прихожане содержали причт — священника, диакона, псаломщика, поддерживали достойный вид храма. Справедливости ради надо сказать, что в 1911 году воронежские газеты отмечали ветхость Успенки, вызванную всеразрушающим временем.
По Клировым ведомостям за этот год, в церкви служили священник Феодор Лукин (с 1899 года), диакон Николай Абрамов (с 1868 года) и псаломщики: Константин Быков (упоминается в 1899 году) и Александр Москаленко (с 1909 года). В приход входили 170 дворов с населением 855 человек. Старостой церкви с 1886 года был купец Иуда Перевозчиков († 1914).
XX век
29 июня 1901 года были позлащены и вновь установлены шесть крестов на куполах церкви. Обширного кладбища вокруг церкви не было, хотя еще в 1920-е годы в ограде сохранялись две надгробные плиты — священника отца Симеона († 1758) и прихожанки Прасковьи Петровой († 1763). Хотя во время земляных работ в 1996 году вокруг церкви было обнаружено многочисленное скопление человеческих скелетов — возможно, это были захоронения петровского времени.
Успенская церковь благополучно пережила изъятие ценностей (которых у нее было немного), производившееся после революции. В 1932 году, казалось, для нее вновь настал период возвышения: в связи с закрытием Троицкого Смоленского собора архиепископ Захария (Лобов) вынужден был перенести свою кафедру в Успенскую церковь. К сожалению, в результате политического и канонического раскола в русском православии умы и сердца многих священников оказались затронуты смутой. Клир Успенского собора, уклонившийся в обновленчество, приложил руку к аресту в 1935 году главы епархии и к обвинению его в антисоветской агитации. Захария в октябре 1935 года был осужден и отправлен на пять лет в лагерь. Не ужился с успенскими священниками и архиепископ Петр (Соколов). Конфликт зашел так далеко, что владыка вынужден был апеллировать к авторитету заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородскому). Тот объявил штат Успенской церкви состоящим в расколе и пригрозил им лишением сана за неповиновение своему архиерею. Церковный староста Илья Скрипицын был отлучен от святого причастия. Указ действия не возымел. Осенью 1936 года Петр был арестован и умер вскоре после вынесения приговора. Захарию и Петра обвиняли священник Иоанн Котов, псаломщики Илия Назарченко и Павел Долгополов, церковный староста Илья Скрипицын. При этом и сами они не минули жерновов карательной машины. Священник-обновленец В.Т. Попов, он же секретный сотрудник органов по кличке «Петроградский», так передал ответ Долгополова на вопрос: какому архиерею они подчиняются? — «Все архиереи перешли на сторону Советской власти. Митрополит Сергий тоже признал Советскую власть, поэтому мы не стали ему подчиняться. Митрополит запретил нам служить, но мы не подчинились, служим, как и служили». Действительная причина неповиновения церковной дисциплине была вовсе не в этом, просто надо было свести счеты со строптивыми архиепископами.
В феврале 1940 года Успенскую церковь закрыли, здание передали горсовету Осоавиахима. Во время Отечественной войны здание пострадало: сгорела кровля трапезной и нескольких куполов, в арке и в боковых стенах нефа от близких взрывов побежали трещины. Часть стены отклонилась от оси из-за распора свода. Летом 1946 года пустующую церковь передали областному архиву под хранилище документов. Архив провел ремонт: покрыл тесом трапезную, оштукатурил стены изнутри (уничтожив при этом росписи!), растесал окна трапезной. В начале 1950-х годов весь двор церкви был занят огородами, уничтожена отмостка, разобрана кирпичная подпорная стенка, предохранявшая от разлива реки. В 1956 году в стенах трапезной появились трещины. Внутри церкви были устроены высокие металлические стеллажи для архивных папок, небольшой уголок выгородили для читального зала.
В 1967 году, выстроив новое помещение, архив покинул Успенскую церковь. В 1969 году горисполком передал ее Краеведческому музею под экспозицию по истории военно-морского флота. Московский архитектор Б.Л. Альтшуллер выполнил проектные работы, и в 1970 году началась реставрация. Но надеждам на возрождение церкви не суждено было сбыться: в апреле 1972 года пошло затопление чаши водохранилища. При этом никакие защитные меры для предотвращения подтопления церкви не были осуществлены. В 1973 году еще продолжали подновлять кирпичную кладку, а храм уже окружала вода. В начале века восемьсот человек содержали церковь в приличном состоянии. Теперь ее пытался спасти почти миллионный город. Был разработан проект подъема церкви на 2-3 метра и подведения под нее бетонного фундамента с гидроизоляцией. Стоимость работ при тогдашней инфляции определить невозможно. Какие-то средства ежегодно выделяли Министерство культуры и областная администрация. Регулярно жертвовали на ее восстановление воронежцы: приметой городского пейзажа стали копилка, плакаты, посвященные истории храма, и главный «сборщик» В.И. Левченко с мегафоном в руках.
Кардинально ситуацию изменил лишь надвигавшийся юбилей военно-морского флота, когда из Москвы были выделены крупные средства для спасения церкви. Сделана гидроизоляция, высоко поднят уровень пола — вход из трапезной в храм стал очень низким. Росписи стен еще нет, восстанавливается иконостас.
…В сентябре 1996, когда в Воронеже торжественно праздновался трехвековой юбилей русского военно-морского флота, крестный ход во главе с митрополитом Мефодием (Немцовым) проследовал от Никольской к Успенской церкви, перенося из действующего храма негасимый светоч веры. Тогдашний губернатор Л.Я. Ковалев передал главе епархии символический ключ от Успенской церкви. В течение года в Успенской церкви служил протоиерей Владимир Урываев, а затем церковь была приписана к Никольскому храму, богослужения совершались только по праздничным дням. В 1994-1996 годах проводились реставрационные работы по проекту архитектора Т.М. Синегуб и Московского института оснований и фундаментов им. Герсиванова.
В настоящее время Успенская Адмиралтейская церковь постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.95 г. является объектом исторического и культурного наследия Воронежской области федерального (общероссийского) значения. Настоятелем храма является иерей Артемий Азовский.